crea87 (crea87) wrote,
crea87
crea87

Category:
  • Mood:

Милорад Павич «Пейзаж, нарисованный чаем»


Этот роман сербского постмодерниста давался мне нелегко. Наверное, я недостаточно умна, потому что мне никак не удавалось сложить целостную картинку происходящего. Наверное, я перечитала Павича, потому что его восхитительные метафоры не принесли мне должного удовольствия. Может быть, вычурность стиля и изысканность фраз просто не совсем то, что нужно мне сейчас, когда вообще тяжело сосредоточиться на чем бы то ни было. И, тем не менее, «Пейзаж, нарисованный чаем» прекрасен! Великолепно в этом романе Павич раскрыл свою мысль о потерянном поколении сыновей победителей, которых не любят женщины. О тех мужчинах, которые всю жизнь вынуждены жить в тени отцов, а потому могут быть либо неприкаянными неудачниками, либо беспринципными негодяями, безразличными к жизни, которая никогда не будет принадлежать им, а потому с ней можно обращаться самым жестоким образом. Получила свое развитие мысль писателя о мужской и женской смерти, о том, что смерть не рожавшей девушки – это смерть всех ее прародительниц, вплоть до самой основательницы рода.

Великолепна идея о том, что люди делятся на две категории: одни общинники, которые ценят друг друга, а другие – одиночки, которые привязаны к месту, но не к людям. Чрезвычайно интересна линия белых пчел или того потомства, которое следует за внуками, которое заранее превращается дедами в рабов, причем вполне законными способами. Как всегда, на невероятной высоте тонкий мистицизм Павича, его религиозные и философские отсылки, знание культуры, обычаев и фольклора удивительной сербской земли и всех ее балканских соседей. Конечно, не обошлось и без любимых Павичем игр с текстом: его можно читать нелинейно, из него можно сложить кроссворд, а завершение текста напрямую зависит от самого читателя, которого Павич приглашает прямо в ткань повествования и делает еще одним героем своего романа. Некоторые места в «Пейзаже, нарисованном чаем» так и остались мной непонятыми до конца. Наверное, это еще один прием гениального серба. Прием, возвращающий читателя к тексту, ведь, и правда, мы видим в книгах то, что готовы и хотим в них увидеть, а готовность и желания имеют свойство меняться со временем.

Tags: искусство, книги, литература, мистика, постмодерн
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments