Пренебрежение к жизни и отречение от жизни и счастья как заслуга…, полный отказ от создания собственных ценностей, строгое требование, чтобы и все остальные отказались от него.
Он хочет быть господином: отсюда его «ты должен», он признает отдельного индивида только в согласии с целым и в интересах целого, он ненавидит порывающего связи с целым, он обращает ненависть всех остальных единиц против него.
Чем опаснее кажется стаду известное свойство, тем основательнее оно подвергается опале.
Ты должен быть доступен познанию, твое внутреннее я должно обнаруживаться в отчетливых и неизменных знаках, иначе ты опасен… Следовательно, ты должен сам себя считать познаваемым, ты не должен быть скрытым от самого себя, ты не должен верить в свою изменчивость.
Недоверие проявляют лишь к исключениям; то, что ты исключение, вменяется тебе в вину.
Жизнь как наказание, счастье как искушение, страсти как нечто бесовское, доверие к себе как нечто безбожное.
Дело идет не о том, чтобы идти впереди. (Этим путем можно в лучшем случае стать пастухом, то есть верховной и настоятельной потребностью стада), а о возможности идти самому по себе, о возможности быть иным.
Мораль – это зверинец; предпосылка ее та, что железные прутья могут быть полезнее, чем свобода.