«Последняя любовь в Константинополе» - это роман, который не поддается описанию. Сюжет можно было бы описать тремя предложениями, но что это может сказать о романе Павича? Ничего стоящего внимания, ничего существенного и ничего ценного. Все между строк, все в уникальном переплетении невероятных, магических, иррациональных событий, которые выстраиваются согласно раскладу древних магических карт таро. Да, на этот раз Милорад Павич структурирует свое произведение по Старшим арканам. Повествование, будто исполняющееся пророчество, следует за выпавшей в каждой главе картой. При этом гадание происходит по одной и той же карте для нескольких персонажей, двигающихся противоположно, дополняющих или уравновешивающих друг друга, что для одного правильно легшая карта, то для другого – перевернутая, а значит, оба смысла таро присутствуют в каждой главе.
Гонясь за буквами, словами и предложениями, как герои романа гонятся за своей судьбой, погружаешься в мистический мир, где оживают легенды, предания, верования и суеверия множества народов, оставивших свой след в истории Сербии. От этой стремительной гонки отвлекают изысканные, глубокие, парадоксальные, а порой и абсурдные метафоры, которые хочется то растащить на цитаты, то прожевать и забыть. В романе бесполезно искать смысл, его в нем слишком много, и это не имеет никакого значения. Это непричесанная правда, грубая пища, безудержные мысли, стремительные поступки, настоящие чувства. Герои Павича непонятны и недосягаемы, потому что движимы инстинктами и предназначением, а потому бесконечно очаровательны и абсолютно непредсказуемы. Чудесный роман, читающийся на одном дыхании.