crea87 (crea87) wrote,
crea87
crea87

  • Mood:
  • Music:

Жизнь в сети. Информация и знание

В прошлом посте про жизнь в сети, посвященном проблеме информации и знания, в обсуждении речь зашла о том, что такое знание вообще, и что много знаний еще не делают человека умным. В этой связи вспомнилось всем известное выражение о том, что многознание уму не научает, принадлежащее, как считается, Гераклиту Темному. В тоже время вспоминается также хорошо всем знакомое выражение: кто владеет информацией, владеет миром. Немного противоречиво, в случае, если знание и информация сравниваются не в пользу информации? Вовсе нет, если мы поступим, как научное сообщество, и прежде всего, договоримся о значении слов. Когда я говорю о знании, то предполагаю отражение реальности в форме понятий и представлений у каждого из нас и, соответственно, некоторый общий для всех итог систематизации результатов, полученных в познавательной деятельности человека.

Ясно, что каждый имеет доступ к общей копилке знаний, но у каждого из нас эти знания репрезентированы в голове в какой-то степени, своим особенным образом, иногда, там может появиться знание, которое еще не включено в общий банк, но это исключительные ситуации. В любом случае, говорим мы об индивидуальных знаниях или общественных, мы подразумеваем системность. Знание – это система, результат познавательной деятельности, отраженный в понятиях и представлениях. Тогда как информация – это некоторые сведения, независимые от представления. Из этого становится ясно, что в старом выражении про многознание и ум, многознание можно представить в виде информации, обладание которой само по себе не делает никого умным. Конечно, тут хорошо бы понять, что собственно этот самый ум собой представляет, но это уже другая тема. Второе упомянутое высказывание оперирует понятием информация, вероятно, как информационной иерархией, которая включает в себя такие уровни, как данные, информация, знания и мудрость.

Такая иерархия получила название модель DIKW (англ. data, information, knowledge, wisdom). Информация надстраивается над данными, учитывая контекст. Так, одни и те же исходные данные можно понять по-разному в зависимости от контекста. Знание надстраивается над информацией, учитывая механизм использования. При этом неважно, используем мы информацию практически напрямую или нет. Некоторые люди знали (то есть у них была информация) о том, что животные на Галопогосских островах сильно отличаются внутри одного вида, но только Дарвин систематизировал эту информацию и превратил ее в знание, объяснив «как», то есть из информации сделал знание. Ну, и последний этаж – мудрость, учитывает условия использования. Но это уже другая тема…

Tags: Интернет, мысль
Subscribe

  • Дюна

    Современному зрителю сложно воспринимать старенькое кино, поэтому визуальную часть мне оценить сложно, но догадываюсь, что на то время зрелище…

  • Линкольн

    Невероятный биографический фильм о втором президентском сроке великого Авраама Линкольна. Сложнейший период американской истории, когда Линкольну…

  • Драйв

    Атмосфера – главное в «Драйве». Нуар, но не совсем. Современный нуар, нео-нуар, не такой мрачный, кабачный, табачный, алкогольный, депрессивный и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 43 comments

  • Дюна

    Современному зрителю сложно воспринимать старенькое кино, поэтому визуальную часть мне оценить сложно, но догадываюсь, что на то время зрелище…

  • Линкольн

    Невероятный биографический фильм о втором президентском сроке великого Авраама Линкольна. Сложнейший период американской истории, когда Линкольну…

  • Драйв

    Атмосфера – главное в «Драйве». Нуар, но не совсем. Современный нуар, нео-нуар, не такой мрачный, кабачный, табачный, алкогольный, депрессивный и…