?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Убийство священного оленя

«Убийство священного оленя» отсылает зрителя к древнегреческой легенде о царе Агамемноне, убившем на охоте посвященную Артемиде лань. Похваляясь охотничьей ловкостью, царь разгневал богиню, и чтобы усмирить ее гнев был вынужден принести Артемиде жертву – собственную дочь Ифигению. На первый взгляд, Артемида в этой легенде предстает жестокой и мстительной, но если присмотреться к древнему мифу, то становится ясно, что наказывает богиня Агамемнона столь сурово не просто за отнятую священную жизнь, но и за бахвальство, самоуверенность и гордыню. Ведь история гласит, что Агамемнон считал выстрел настолько удачным и точным, что сама Артемида-охотница не смогла бы выстрелить лучше.

Царь не просто бросил вызов способностям богини, он обозначил свое превосходство над жизнью, вечно юным, девственно чистым воплощением которой является Артемида. Она - само плодородие, покровительница жизни, а потому и охотница, убийца и медвежья богиня, обратная сторона жизни - смерть. Кто такой этот смертный, пусть даже он - царь, чтобы возноситься над Артемидой и утверждать свое право отнимать жизнь тогда, когда это запрещено, когда на то у него нет высшего дозволения или необходимости? Дерзость Агамемнона могла быть искуплена лишь особым наказанием – принесением в жертву своего самого чистого и красивого дитя Ифигении, своего будущего, своей частички, порожденной им самим жизни и надежды на продолжение своего рода.

Режиссер фильма Йоргос Лантимос обратился к греческой легенде не только потому, что он грек. Отсылка к мифу позволяет выразить новые смыслы с помощью старых метафор. Главный герой фильма, сыгранный Колином Фаррелом, блестящий врач-кардиолог. Каждый день он бросает вызов самой смерти. У него безупречная репутация, безупречный дом, безупречная жена и безупречные дети. Его жизнь была стерильна, как больница, пока на ней не появилось пятно в виде смерти пациента, у которого остался сын, убежденный, что в смерти отца виноват врач и жаждущий наказания. Поначалу мальчик просто пытается заменить фигуру отца новыми отношениями с врачом, но получая лишь формальный безэмоциональный контакт, на который только и способен этот выхолощенный и пустой человек науки, он проклинает того, кто забрал жизнь его отца.

И колесо судьбы начинает вертеться. Кара неминуема и связана с силами, которые невозможно объяснить, описать, задобрить, переубедить. Это сверхчеловеческое, стихийное, иррациональное нечто. Давайте назовем это, подобно древним грекам, роком. Это то, что мы выгнали из своего организованного, современного, технологического, цивилизованного мира, где всему всегда найдется логическое объяснение. И вот жизнь нашего хирурга и его семьи катится в бездну. Картонные роли, блестяще сыгранные всем актерским составом, трещат по швам. Нет возможности вести жизнь разумного робота, когда в твои дверь пришла тайна, ужас, слепая беспощадная судьба, которую никак не проконтролировать и не перехитрить. Жертва должна быть принесена или погибнут все. Глаз за глаз, зуб за зуб, жизнь за жизнь…

Виноват ли доктор на самом деле не имеет значения. Дело не в том, что воля мира стала на сторону озлобленного подростка, дело в том, что доктор заигрался в безупречность, презрев саму Артемиду. Этим он ее прогневил. Отсутствием уважения к жизни, трепета к чуду, каковым она и является. Он сам, как мертвец, противоположный играющему, спонтанному, живому, всему настоящему, в своей стерильной больнице, жестко запрограммированных бытовых рутинах и даже в сексе с женой, которая притворяется мертвой, чтобы завести его. Он омерзителен жизни и не способен взять ответственность за нее в свои руки, хоть и является врачом. И за это Артемида или та сила, которую она олицетворяет, накажет его, заставив по-настоящему почувствовать счастье жить и страх умереть, медленно забирая его детей и жену, пока он не решится остановить неизбежное, принеся кровавую жертву. Сильный и тревожный фильм, который понравится любителям умного кино.

Posts from This Journal by “кино” Tag

  • Выход через сувенирную лавку

    Документальный фильм самого загадочного художника современности оказался совсем не таким, как я представляла. Вместо серьезной картины о стрит-арте…

  • Vogue: Глазами редактора

    «Vogue: Глазами редактора» – небольшой документальный фильм, освещающий работу редакторов отдела моды в знаменитом журнале Vogue. Кино не только…

  • Хельмут Ньютон: Высокая фотография

    Эротические фотографии – невероятно сложный жанр, в котором слишком легко перешагнуть тонкую грань, отделяющую сексуальность от вульгарности,…

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
lj_frank_bot
Jul. 24th, 2019 03:07 pm (UTC)
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: Кино, Криминал, Медицина.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.
( 1 comment — Leave a comment )

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Яндекс.Метрика






Page Summary

Tags

Powered by LiveJournal.com