crea87 (crea87) wrote,
crea87
crea87

Categories:
  • Mood:

Дорогами Украины. Спасов скит.

Наконец, автодорога Бабаи-Хорошево-Тимченки привела нас к конечной цели этого велопутешествия одного дня – к железнодорожной платформе Спасов скит, где находится любопытная часовня, связанная с не менее любопытной историей. Именно здесь, между станциями Борки и Шурино произошла сама известная в истории Российской империи железнодорожная катастрофа: крушение императорского поезда. Александр III с семьей ехал из Севастополя в Москву. 17 октября 1888 г. вследствие возникшей качки на одном из поворотов поезд, в котором ехал российский император, сошел с рельсов. Причиной инцидента считается тот факт, что два мощных товарных паровоза, тянувшие состав из 17 вагонов, двигались с недопустимой скоростью.

Какова бы не была причина, царская семья чудесным образом не пострадала. И случилось это отнюдь не благодаря героизму и силе императора, который якобы удержал падающую крышу вагона, спасши свою семью, а благодаря стечению обстоятельств, быть может, удивительному. Царь и его родные были в столовом вагоне, стены которого просто сдвинулись, предотвратив падение крыши. Пожалуй, в этом есть что-то чудесное, ведь не для всех авария прошла благополучно. Погибло больше 20 человек, больше 30 получили ранения. Конечно, событие вызвало большой резонанс, началось строительство множества храмов, посвященных «чуду». Тем более неудивительно, что на самом месте крушения поезда в 1891-1894 гг. тоже вырос храм Христа Спасителя и часовня Нерукотворного Спаса.


[Spoiler (click to open)]

Проектом этих взаимосвязанных объектов занимался академик архитектуры Р. Марфельд. Храм Христа Спасителя был построен в русско-византийском стиле в 60 метрах от железнодорожной насыпи и рассчитан на 700 человек. Часовню же воздвигли на том самом месте, где находился вагон-столовая с царской семьей. Она имела пещерную часть, расположенную в самой ж/д насыпи, и четырехгранную башню с золотым куполом с крестом, возвышавшуюся над насыпью. Вся наружная позолота храма и часовни была выполнена сусальным золотом. Фасады зданий украшали мозаичные изразцы, изготовленные в мастерской при Императорской Академии художеств А. Фроловым. Наверно, это было очень красиво…


Поначалу за сооружение отвечала Святогорская обитель, но вскоре оно было передано в ведение Министерства путей сообщения. На деньги железной дороги и добровольные пожертвования здесь были построены больница и дом для престарелых железнодорожников, открыты церковноприходская школа, народная бесплатная библиотека. Многие верующие приезжали сюда. И даже сам император несколько раз наведывался в Спасов скит. Однако в годы Второй мировой храм был полностью разрушен, а часовня осталась без купола. Ее использовали, как склад. Сейчас храмом «работает» вот такой небольшой домик.






А вот часовню уже восстановили. Ее восстановление началось в 1992 году силами местных жителей. Позже строительство поддержала Укрзализныця, и в 2003 году реконструкция часовни Нерукотворного Спаса была завершена. Сама платформа, носившая в Союзе название Первомайской в независимой Украине вернула себе название Спасов скит.












На месте, где стоял храм Спасителя, уже заложен фундамент, храм планируют восстанавливать. Если пройтись дальше от места восстановления собора и ж/д путей, можно увидеть небольшой памятник произошедшему событию. На гранитной стеле помещены барельефы, изображающие участие Александра III в спасении пострадавших. За памятником находится больничный комплекс времен императора Александра III.

Tags: Украина, история, путешествие, религия, туризм, фото, церкви
Subscribe

Posts from This Journal “Украина” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments