С понедельника у меня дергается глаз. Позвонила ученый секретарь и огорошила тем, что меня вызывают в экспертную комиссию в четверг. Дело в том, что я считала себя от этой процедуры застрахованной. Собственно, ради того, чтобы не попасть к экспертной комиссии, я и устраивалась в марте работать в школу. Якобы, служба в государственной структуре защищает от допросов ВАКа. И тут, такой неприятный сюрприз! Конечно, в тот же день я купила билеты в Киев. Приехав рано утром, я привела себя в порядок в гостях у подруги, и так заигралась с малой, что в назначенные два часа была в районе Дарницы вместо Крещатика. Не знаю, что это было, сопротивление, возможно, но перенервничала я ужасно. Успокаивала только мысль, что ждут там не лично меня. Опоздав на 20 минут, я приехала в ВАК.
Удалось поймать местного ученого секретаря, зарегистрироваться, поставив роспись на бланке, после чего начались мучительные минуты ожидания и лихорадочного вчитывания в автореферат. Нас было человек десять, вызывали в хаотичном порядке. Не все из приглашенных, судя по регистрационному листку, доехали. В основном, люди были намного старше, были те, кто работал в ВУЗе. Получается, что даже преподавательская деятельность не может гарантировать непопадания в черный список, так что смысла устраиваться на работу в гос. структуры нет никакого. Это откровение даже не смогло меня огорчить, такой далекой кажется защита. Но все же очень тупо, что я так много времени тратила на работу в школе и с трудом успевала работать над диссертацией, если этого не нужно было делать.
В конце концов, настал мой черед. Комиссия состояла из довольно большого количества человек, но с работой знакомится только один из экспертов, он же и задает 2-3 вопроса по теме научной работы. Честно говоря, вопросы как бы намекали, что процедура эта – чистая формальность. Тем не менее, бывали случаи, когда экспертная комиссия заворачивала работы, причем защищенные в одном совете, после чего тот закрыли. Ученый секретарь нашего совета успокаивала, что это формальность, но все равно было страшно. По-моему, я говорила какие-то глупости, но когда выходила за дверь, услышала, что глава комиссии спрашивал, считает ли эксперт, что мою работу нужно утвердить, и эксперт дала положительный ответ. Так что, думается, что все в порядке. Тем не менее, все это как-то унизительно. Тебя будто на ковер вызывают. При этом тебе просто ставят условие – явиться тогда-то, как будто в жизни нет других дел.
Неужели нельзя делать по-человечески? Заранее оповещать, предлагать варианты, когда удобно приехать? В общем, полный кавардак, начиная от причины попадания в этот черный список, заканчивая самой процедурой для галочки. Впрочем, бабла на этом можно и срубить. Мне повезло, ничего везти не сказали, а были ребята, которым прямо указали, сколько сотен у.е. отвезти и кому дать. Отчего это зависит? Кажется, исключительно от личных отношений ВАКа с советом, где проходила защита. В общем, я выжила и относительно без проблем, только издергалась вся. Ужасно снова защищать свою диссертацию, пусть и в такой краткой форме, когда казалось, что уже давно все позади. В четверг вечером я уже впрыгнула в поезд и вернулась домой. Устала, глаз все еще дергается.