?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Юкио Мисима. Философский дневник маньяка-убийцы, жившего в Средние века.jpg

Книга включает знаменитую пьесу «Маркиза де Сад», реже бывающую на слуху, но от этого не менее блестящую, пьесу «Мой друг Гитлер», а также мисимовские рассказы «Любовь святого старца из храма Сига», «Море и закат», «Смерть в середине лета», «Патриотизм», «Цветы щавеля», «Газета» и, собственно, рассказ давший название сборнику «Философский дневник маньяка-убийцы, жившего в Средние века». Кому-то покажется, что эти абсолютно разные произведения Мисимы объединены в сборник исключительно ради знакомства с богатым творческим наследием японского классика. Но внимательный читатель и, что немаловажно, прочитавший книгу на одном дыхании, обязательно почувствует, как сквозь все эти пьесы и рассказы тянется легчайшая нить, объединяющая с первого взгляда разрозненное в некую целостность. Я бы сказала, что соединителем мисимовских произведений, вошедших в сборник, является тема запредельности.

Каждое из них на свой лад повествует о человеческом опыте, который находится за чертой повседневности, обыденности, выходит за рамки привычного, бросает вызов миру упорядоченных вещей. Будь то смерть, невозможная любовь, наслаждение болью или убийство, каждое из этих событий разрывает мерное течение времени, ввергает чей-то мир в хаос, приоткрывая завесу темной стороны бытия. Любопытно, что это отражает личность самого Юкио Мисимы, который как будто всю жизнь сбегал от всего того, что привлекает людей, к тому, что их отталкивает. В этом смысле, сборник невероятно ценен для всех и каждого. Как для тех, кто хотел бы просто познакомиться с гениальным японцем, так и для тех, кто хотел бы почувствовать писателя лучше. Более того, он обязателен к прочтению тем, кто достаточно смел, чтобы хотя бы попытаться узнать, кто же такой этот великий и непостижимый Юкио Мисима. Еще немного слов о каждом из вошедших в сборник произведений.

«Маркиза де Сад». Главными героями пьесы являются не только жена небезызвестного маркиза, ее мать, сестра и две знакомые этой семьи, но и сам маркиз. И хотя ему Мисима не отвел ни одной реплики в этих живых, наполненных эмоциями диалогах, именно о нем все диалоги и ведутся. Для каждой из героинь существует собственный маркиз де Сад, который олицетворяет для каждой из пяти женщин что-то свое. Демонизируемый и обожествляемый, он оказывается все дальше от реальности, все ближе к спасительному воображению, которое ублажает нас почище любого самого изощренного и порочного удовольствия. Витиеватые изысканные диалоги маскируют тончайшее понимание Мисимой устройства человеческой души, столь податливой самообману.

«Мой друг Гитлер». Пьеса дает возможность вообразить внутренние процессы, которые происходили в отношениях главных действующих лиц гитлеровской Германии. Мисима будто заглянул в кухню Третьего Рейха, где в печах революции, поджаривались ее творцы, где на сковородке крутились идеологи немецкого социализма, где кипятились в котлах финансовые потоки страны. Главный повар, Гитлер собственной персоной, нарезал, крошил, перемешивал действующие лица этой исторической трагедии, как ни странно, во благо своей страны и самого себя. Мисиме удалось создать цельную картину множества сцепившихся мотивов, торжество и гибель которых сделали историю такой, какой ее знаем мы.

[Читать дальше]

«Любовь святого старца их храма Сига». Рассказ перебрасывает читателя из Европы в Японию, в эпоху Хэйан, пронизанную великой духовностью буддизма, заключенного в максимальной отрешенности от жизни, и невыразимой чувственностью тела, скрытого под тысячью шелковых одежд. Святой старец и наложница императора. Невозможная любовь, которая разбивает сердце каждого из них по-своему. Прекрасный рассказ, наполненный той самой хрупкой японской эстетикой, от которой в восхищении замирает сердце.

«Море и закат». История чуда, которое так и не случилось. Детский крестовый поход, закончившийся обыкновенным рабством. Тоскливый рассказ о разбитых жизнях, о предательстве самого бога, чьи вестники напророчили то, чему не суждено было сбыться. И самое ужасное, что обманутыми оказались самые невинные из людей – дети. Один из этих детей на склоне лет, когда жизнь уже прожита и жалеть в ней особенно не о чем, тем не менее каждый день задается одним и тем же вопросом, глядя на закатывающееся в море солнце, почему все случилось так. Но мир остается безучастным…

«Смерть в середине лета». Пожалуй, сильнейший рассказ о переживании смерти из всех, что мне доводилось читать. Мисима настолько глубоко погружается во внутренний мир матери, потерявшей детей, что рассказ можно смело рекомендовать всем обучающимся психологии в качестве примера работы горя. Все стадии горевания от первичного шока до неизбежного принятия описаны просто блестяще! Обычная японская семья, обычная потеря, обычные мысли и чувства пережившего травму потери, но обычно об этом не принято говорить вслух.

«Патриотизм». Изумительно красивая история о истинно японском способе сохранить достоинство, пугающем и притягательном ритуале сэппоку, больше известном в наших краях, как харакири. Мисима создает образ идеальной пары, которая в своих идеалах пойдет до самого конца. Все должно быть сделано правильно и благородно: отважный, сильный духом офицер, не способный выполнить долг, должен искупить свою вину самоубийством, кроткая прекрасная жена должна последовать за ним. Близость к смерти объединяет их, как никогда. Боль, страсть, страх, решимость, верность, любовь сплетаются в один клубок, превращая их конец в нечто большее, чем просто смерть.

«Цветы щавеля». Пожалуй, самое странное произведение сборника. Первый рассказ, написанный Мисимой в его 14 лет. Несколько страничек больше поэзии, чем прозы, в которой звучит тема искупления, которое может возвысить даже самого грешного человека до уровня святого.

«Газета». В этом рассказе Мисима говорит со своим читателем о социальных проблемах в художественной форме. Люди в этом мире не равны с самого начала. Мы все рождаемся в разных семьях, с разным материальным достатком и социальным положением, но хотя бы прийти в этот мир каждый ребенок имеет право равным всем другим детям. Однако даже сами роды могут быть опошлены и запятнаны, а на младенца ляжет клеймо, которое задаст направление его несчастной жизни.

«Философский дневник маньяка-убийцы, жившего в Средние века». Еще один поэтический рассказ Юкио Мисимы, где форма, по сути, намного важнее содержания. Обрывки мыслей-чувств человека, который преступил важнейший закон: не убивать себе подобных. Сможет ли читатель разгадать его темную душу?

Comments

( 18 comments — Leave a comment )
sv_makovkina
Nov. 7th, 2014 07:02 pm (UTC)
Не читала его книги
crea87
Nov. 7th, 2014 07:32 pm (UTC)
Жаль
sv_makovkina
Nov. 8th, 2014 05:21 am (UTC)
Всех книг не перечитать
crea87
Nov. 8th, 2014 08:49 am (UTC)
Это да
karjanova_s
Nov. 7th, 2014 07:24 pm (UTC)
Завидую людям, у кого на это есть время.
crea87
Nov. 7th, 2014 07:34 pm (UTC)
:) я просто люблю и хочу читать
karjanova_s
Nov. 7th, 2014 07:58 pm (UTC)
Да я тоже люблю читать, но работа, внуки ,муж, подготовка к лекциям и хозяйство вяжут по рукам. Пока была не замужем, читала в любое время и влюбом месте. Как воздух чтение
crea87
Nov. 8th, 2014 08:49 am (UTC)
:) понимаю
artgr_211
Nov. 7th, 2014 07:43 pm (UTC)
Названия очень громкие. Даже слишком, по-моему.
Ну, и кажется мне, что надо быть очень хорошим мастером, чтобы описать чувства маньяка. Надеюсь, собственного опыта на этом поприще у Юкио нет :-)
crea87
Nov. 8th, 2014 02:21 pm (UTC)
:) даже не знаю, они очень соответствуют содержанию. Не знаю, был ли у Мисимы реальный опыт, но воображаемого предостаточно. Он был оооочень странным человеком, закончил свою жизнь, совершив харакири, как раз, как герой его рассказа.
nicol_nataly
Nov. 7th, 2014 08:15 pm (UTC)
интересно наверное:(
нескучных выходных!:))
crea87
Nov. 8th, 2014 02:12 pm (UTC)
Очень. Спасибо, и вам :)
artemida_may
Nov. 8th, 2014 01:43 am (UTC)
Читала "Патриотизм" и какой-то большой его роман, сейчас название не вспомню с ходу, уже глаза слипаются:-) :-)
Неоднозначные впечатления на меня произвёл этот автор,но тем не менее рада, что знакома с его творчеством!
crea87
Nov. 8th, 2014 02:11 pm (UTC)
:) это моя вторая встреча с Мисимой. Первой была "Исповедь маски". Да, Мисима своеобразен, впрочем, как и положено японцу ))
Анася Параскевова
Nov. 8th, 2014 09:41 pm (UTC)
Оооо )) ты прочла!!! Обожаю этот сборник, сильнейший как по мне. Я вообще рассказы и пьесы у него больше люблю, чем романы. Меня в свое время просто в ступор загнала "Газета", ну и "Смерть в середине лета" тоже. Очень сильные чувства вызвали и послевкусие тоже долго сохранялось.
crea87
Nov. 10th, 2014 11:58 am (UTC)
:) ага, прочла, начала в поезде, а закончила уже в вагончике. Сильнейшая книга, спасибо тебе ))
tezska1
Nov. 9th, 2014 09:35 am (UTC)
Страсти какие...
От революции это. ))
crea87
Nov. 10th, 2014 12:05 pm (UTC)
:) Мисима давно ждал своего времени быть прочитанным.
( 18 comments — Leave a comment )

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Яндекс.Метрика






Tags

Powered by LiveJournal.com